6 апреля 1849 года родился Джон Уильям Уотерхаус
Английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма. Известен своими женскими образами, которые заимствовал из мифологии и литературы. В настоящее время считается одним из самых популярных и дорогостоящих художников Великобритании.
Уотерхаус, как и другие художники-прерафаэлиты, стремился уйти от реальности, прибегая к мифологическим и библейским сюжетам, перенимая образы из легенд Старой Англии, рыцарских романов. Главный герой его живописи - это образ сильной и властной женщины, соответствующей канонам красоты Викторианской эпохи, но при этом нежной и манящей. Его героини - это Офелия и Клеопатра, Пенелопа и Психея, волшебницы и заклинательницы, одушевленные силы природы и мифические существа. Уотерхаус отдавал предпочтение трагическим и жестоким сюжетам, но при этом обладал талантом найти в них стоическую силу, спокойствие и красоту.
Он родился на севере Италии в семье известных художников и первые годы жизни прожил в этой прекрасной солнечной стране. Ранние работы Уотерхауса наполнены ностальгией по Италии – рынки, руины, итальянские дворики…
Несмотря на очарование Рима, семья приняла решение вернуться в Англию. В двадцать один год Джон поступил в Королевскую Академию художеств, где не был замечен ни в бунтах, ни в особой тяге к экспериментам. Его обучение было ровным, но вполне успешным, и спустя годы Академия не раз предоставляла ему возможность выставлять работы в своих стенах.
Первые работы Уотерхауса – отчетливое подражание Альма-Тадеме. Другой его «учитель» - прерафаэлит Фредерик Лейтон, чьи работы связаны с рыцарством, культом Прекрасной Дамы и британской историей. Однако Уотерхаус довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение.
Биографам неизвестна ни одна пикантная история из жизни Уотерхауса, он не был замешан в скандалах или интригах. В отличие от большинства прерафаэлитов, не ввязывался он и в сомнительные истории с натурщицами – он приглашал позировать нескольких женщин, и все они отмечали его вежливость и корректность. Он никогда не флиртовал с женщинами, которых писал, и относился к ним с глубоким уважением. В 1883 году он женился на успешной художнице Эстер Кенуорти. Их брак был крепким и счастливым, но оказался омрачен потерей двоих детей в раннем возрасте.
Многие исследователи ищут облик Эстер в работах Уотерхауса, но мнения разнятся – кто-то считает, что она изображена в образе леди Шалот, кто-то утверждает, что Уотерхаус никогда не писал жену в романтических образах.
В последние годы жизни художник страдал от тяжелого онкологического заболевания, от которого и скончался в возрасте шестидесяти семи лет, не прекращая творить до тех пор, пока это было возможно. Эстер пережила его на двадцать семь лет.
Уотерхаус, чьи произведения насчитывают более двух сотен, на протяжении всей своей жизни регулярно выставлял свои картины, продавал их в Англии и за ее пределами. Это тот редкий тип художника, который при жизни достиг своей славы, что позволило его семье жить в достатке. Сегодня он один из дорогостоящих живописцев, и его полотна не только признак хорошего вкуса, но и выгодное финансовое вложение.